УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ! С МАЯ 2023 ВСЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗМЕЩАЮТСЯ НА НОВОМ САЙТЕ АДМИНИСТРАЦИИ ДАЛМАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА - ПЕРЕЙТИ НА НОВЫЙ САЙТ

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Глава района Александр Столбов

ГлавнаяТуризмПутеводительЗнаменитые землякиАнатолий Михайлович КАРЕЛИН (16 июля 1922 – 3 января 1974), Герой Советского Союза, лётчик-истребитель

Анатолий Михайлович КАРЕЛИН (16 июля 1922 – 3 января 1974), Герой Советского Союза, лётчик-истребитель

b_250_250_16777215_00_images_karelin2.jpg Родился 16 июля 1922 года в городе Далматово в рабочей семье. В 1940 году, окончив спецшколу ВВС №12 в Краснодаре, был направлен на учебу в Майкопскую военную авиационную школу первоначального обучения летчиков, которую окончил в 1942 году. В 1944 году закончил Краснодарское военное авиационное училище лётчиков-истребителей. С сентября 1944 года – пилот 15-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка.

 На фронте младший лейтенант Карелин с декабря 1944 года, лётчик 203-го отдельного разведывательного авиационного полка на Ленинградском, с апреля 1945 года – на 1-м Украинском фронтах. Принимал активное участие в боевых действиях при ликвидации Курляндской группировки противника, а также в Берлинской и в Пражской операциях на территории Венгрии, Чехословакии и Германии. На 1-м Украинском фронте в апреле-мае 1945 года выполнил 20 боевых вылетов на разведку и прикрытие самолетов-корректировщиков, провёл 1 воздушный бой (отогнал атакующий немецкий истребитель от сопровождаемого им корректировщика, но сбить его не смог). За проявленные в боях мужество и воинское мастерство был награжден орденом.

После Победы Анатолий Михайлович продолжил службу в ВВС. С октября 1945 года служил в 89-ом гвардейском истребительном авиационном полку (7-я гвардейская истребительная авиадивизия, 2-я воздушная армия, Центральная группа войск в Австрии): лётчик, с ноября 1945 года – старший лётчик, с октября 1946 года – командир звена. С апреля 1947 года служил в 304-м истребительном авиаполку (32-я истребительная авиационная дивизия, 9-я и 54-я воздушные армии, Дальний Восток). С февраля 1950 года – командир звена, а с июня 1951 года – штурман эскадрильи 531-го отдельного ночного истребительного авиаполка там же. Принимал участие в боевых действиях в Китае. Над Шанхаем выполнил 10 боевых вылетов на истребителе Ла-11.

b_250_250_16777215_00_images_karelin3.jpg 13 июня 1951 года в составе 351-го истребительного авиационного полка убыл в Северную Корею для оказания интернациональной помощи. За полтора года участия в боевых действиях старший лейтенант А.М. Карелин стал капитаном, а затем майором. Также в январе 1952 года его повысили до заместителя командира по летной подготовке – лётчика-инспектора по технике пилотирования 351-го отдельного ночного истребительного авиационного полка.

Начало боевых действий 351-го ночного авиационного полка складывалось непросто, потому что на его вооружении стояли устаревшие поршневые истребители «Ла-11», которые безнадежно уступали реактивным самолетам противника. Когда в ноябре 1951 года Карелин в ночном небе атаковал бомбардировщик США, то после первых выстрелов тот легко оторвался от преследования, даже несмотря на полученные повреждения. Комиссия провела тщательный разбор неудачи и сделала вывод, что в данных условиях летчик действительно не мог догнать американца. Однако Карелину всё же пришлось лично объясняться перед главным советником по авиации в КНР генерал-полковником Красовским.

- Какой же ты истребитель, что не смог сбить бомбардировщика! - сказал раздражённо Красовский.

Обиженный Карелин ответил резко:

- А вы бы сами, товарищ генерал-полковник, сели в самолёт и попробовали его догнать! Это совсем не так просто, как кажется!

Красовский рассмеялся и уже серьёзно спросил:

- Так что же нужно для того, чтобы успешно перехватывать В-29?

- Вот если бы у нас в полку были реактивные "МиГи", мы бы их ни упускали...

- Будут вам "МиГи". За какой срок сможете переучиться летать на них?

- За месяц - полтора постараемся.

b_250_250_16777215_00_images_karelin1.jpg В начале января 1952 года в Китай прибыла 97-я истребительная авиадивизия ПВО. Одна из её эскадрилий была передана в 351-й авиаполк, для обучения пилотов полка полётам на МиГ-15. Карелин одним из первых освоил этот самолет непосредственно в зоне боевых действий. Вскоре лётчиками были одержаны первые победы.

В ночь на 10 июля 1952 года американское командование предприняло массированный налет на охраняемые летчиками 351-го истребительного авиационного полка объекты в городе Кваксан. В этом масштабном ночном воздушном сражении майором Карелиным А.М. было сбито два «В-29» (один взорвался в воздухе над Кваксаном, второй разбился и сгорел при аварийной посадке).

В ноябре 1953 года Анатолию Михайловичу повезло. В одном из вылетов, он поднялся на перехват В-29 по данным радиолакационной наводки и вышел на цель так точно, что при сближении с самолётом противника чиркнул лафетом своего "МиГа" возле кормовой пушки оператора наведения (привёз вмятину на лафете). Стрелок В-29, не видя противника, начал беспорядочно палить из пушек и тем самым выдал себя. По его огню наш пилот определил, где находится самолёт, ещё раз обстрелял его и сбил.

В ночь на 30 января 1953 года, в районе города Ансю, Карелин перехватил очередной В-29 и сбил его. Однако, стрелками с американского бомбардировщика была повреждена и его машина. Более того, при возвращении его атаковал американский ночной перехватчик, добавивший повреждений. От него удалось отбиться, но из-за перебитого трубопровода после разворота на свой аэродром спустя некоторое время у истребителя Карелина остановился двигатель. Советский летчик не потерял самообладания и, дотянув до своего аэродрома, точно и хладнокровно посадил подбитую машину на полосу. В самолёте Анатолия Михайловича обнаружили 117 пулевых и осколочных пробоин, только в кабине лётчика их было 9. К счастью, сам пилот не пострадал. Это была последняя - 6-я - победа А. М. Карелина, после этого боя ему запретили вылетать на боевые задания и дали отдохнуть.

В Корейской войне Анатолий Михайлович Карелин совершил около 50 боевых вылетов, провел около 10 воздушных боев, сбил лично 6 самолетов США (5 стратегических бомбардировщиков В-29 и один самолет-разведчик RB-29), а также два бомбардировщика повредил. Все победы одержаны ночью, лучший ночной летчик-истребитель Корейской войны. Редчайший случай – все победы нашего земляка подтверждаются опубликованными впоследствии данными американской стороны.

18 февраля 1953 года 351-й ночной истребительный авиационный полк, выполнив свой воинский и интернациональный долг, убыл в полном составе в Советский Союз.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1953 года за образцовое выполнение служебного долга майору Карелину Анатолию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награды Герою вручил Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов.

b_250_250_16777215_00_images_karelin4.jpg Возвратившись на Родину, А.М. Карелин продолжал службу в том же полку, переданном в состав 25-й воздушной армии Ленинградского района ПВО, в августе 1954 года убыл на учебу. В 1957 году он окончил Военно-воздушную академию в Монино. С ноября 1957 года – командир 149-го гвардейского авиационного истребительного полка (13-я гвардейская истребительная авиадивизия, 6-я воздушная армия, Ленинград). С июля 1960 года – начальник отдела боевой подготовки и боевого применения 30-го отдельного корпуса Войск ПВО страны. С февраля 1961 года – заместитель командира 17-й авиационной дивизии ПВО в Туркестанском военном округе.

В 1964 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июля 1964 года – заместитель начальника авиации 2-й отдельной армии ПВО. С декабря 1965 года командовал 4-й, а с сентября 1968 года – 14-й авиационными дивизиями ПВО. С декабря 1969 года – в распоряжении Главнокомандующего Войсками ПВО страны, с марта 1970 года генерал-майор авиации Карелин А.М. – в запасе.

Ушел из жизни Анатолий Михайлович 3 января 1974 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на мемориальном Серафимовском кладбище.

Обновлено 24.11.2021 16:13

 

Повышаем финансовую грамотность!

Далматовская земля

Яндекс.Метрика