Шадринский уезд (куда входило Далматово), являлся одним из центров торговли всего Зауралья, откуда вывозились миллионы пудов хлеба. Здесь свои торговые фирмы держали иностранцы. Сюда на ярмарки свозились мясо и рыба, меха и ткани, обувь и лошади. И только здесь можно было купить точильный камень, серу, сургуч, прутовое олово и много чего ещё. Тем не менее Шадринский уезд долгое время оставался в стороне от железнодорожных путей, несмотря на активное внедрение железных дорог в России в конце 19 века и строительство транссиба.
Купечество и торговцы понимали, что имеющие железную дорогу соседние города получают преимущество по качеству доставки грузов и по времени.
С 1886 года, спустя год после пуска линии Екатеринбург – Тюмень, купцы завалили Министерство путей сообщения ходатайствами: «Нижайше просим железную дорогу».
22 года купечество Шадринского уезда ходатайствовало о строительстве железной дороги. Председатель ж/д комиссии при Шадринской городской управе купец Лещёв Александр Алексеевич много раз ездил в Санкт – Петербург, хлопотал в министерстве финансов и путей сообщения разрешение на строительство железной дороги Синарская –Шадринск. Разрешений на строительство было дано три: в 1889г, в1903г и в 1911 году. Строительство железной дороги было начато в 1910-1911гг.
Радостным событием после 27 лет с момента первого прошения стала телеграмма : «Далматовское городское общество просит пожаловать 6 февраля 1913 года в 2 часа дня на празднование по случаю встречи первого паровоза на ст. Далматово». Сафронов – городской староста.
Ответная телеграмма. Далматовскому городскому старосте Сафронову «Шадринское городское общество искренне поздравляет граждан с торжеством прибытия первого паровоза в Далматово. Многолетние наши совместные ходатайства о железной дороге ныне осуществились и теперь остаётся лишь желать и надеяться на развитие и процветание нашего края, получившего наконец рельсовый путь.» городской голова Мокеев.
В Шадринске по плану должны были встречать первый поезд 13 марта, но встречали 26 марта.
Первый вокзал в Далматово был построен по типовому проекту. Деревянный, с большими окнами, разделёнными на множество маленьких створок, обшитый вертикально досками, он красился традиционно в коричневый цвет. Слева от входа в вокзал располагался буфет, справа кассы и скамейки для пассажиров. У входа висел латунный, всегда начищенный до блеска колокол, ударом которого сообщалось о прибытии и отходе от перрона паровоза. Сейчас этот колокол хранится в фондах Далматовского краеведческого музея. Перрон был выложен деревянными досками. На него ходили гулять горожане не только в 20-е, но и в 50-е годы.
24 декабря 1971 года закончилась электрификация железной дороги на линии Каменск-Уральский-Курган. Прошёл первый электропоезд.
Современное здание вокзала на 300 пассажиров и подземными переходами было сдано в эксплуатацию в 1991 году. В 2012 году произведена полная реконструкция здания вокзала.
1983 году построен тоннельный переход через линию железной дороги. Реконструкция перехода произведена в 2012 году. ![]()
В 2022 году привокзальная площадь вошла в проект благоустройства по созданию комфортной городской среды «История двух площадей» . По инициативе краеведов Далматовского района и активистов после обсуждения и голосования было решено в 2023 году привокзальной площади присвоить наименование «Площадь имени Дмитрия Андреевича Терюхова.
Терюхов Дмитрий Андреевич (1901-1982) . Генерал–майор технических войск, ,командир 6 железнодорожной бригады. Родился 1 ноября 1901 г. в с. Далматовском Шадринского уезда (ныне – город Далматово Курганской области).
11 июля 1918 г. после боя в Далматовском бою Дмитрий Терюхов стал рядовым 4-го Уральского полка Красной Армии.
За безупречную службу генерал-майор Терюхов был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За освоение целинных земель».
В рядах Красной Армии Д.А. Терюхов прослужил 44 года
Д.А. Терюхов поддерживал связь с родным городом. Благодаря Дмитрию Андреевичу, комплекс Далматовского монастыря был взят под охрану государства, завод «Молмашстрой получил новую площадку для дальнейшего развития, на привокзальную площадь были перенесены останки бойцов 4-го Уральского полка и установлен памятник над их могилой. Надо было обладать огромным мужеством, чтобы в советское время коммунисту сражаться за монастырь. За свой поступок генерал Д.А. Терюхов поплатился взысканием по партийной линии.
Умер Дмитрий Андреевич 20 ноября 1982 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в г. Москве. В Далматово одна из улиц носит имя генерала Терюхова.
Улица имени А.С.Устинова.
(1896 – 1918 гг)
Александр Сергеевич Устинов родился в селе Верхний Яр Далматовского района, в крестьянской семье. После окончания Далматовского городского училища продолжил учебу в Челябинской учительской семинарии. В 1915 г. поступил в Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского. После призыва в армию, окончил школу прапорщиков в Казани, затем был отправлен на фронт империалистической войны.
В Зауралье А. С. Устинов вернулся после Октябрьской революции. Принимал участие в формировании 4-го Уральского полка, был заведующим организационно-агитационной секцией уездного военного отдела. Вовремя далматовского боя, 11 июля 1918 года, Устинов командуя блиндированным поездом, был ранен, но свой пост не покинул. После боя, сражаясь в рядах 4-го Уральского полка, А.С. Устинов был назначен командиром 4-го батальона. Проявляя беззаветную храбрость и личное мужество, в бою под станцией Егоршино, во время контратаки, Устинов был тяжело ранен. Его вынесли с поля боя, отправили в госпиталь в Пермь, позднее в Москву. Но спасти жизнь отважного командира не удалось. Похоронен в Москве.
Решением Далматовского городского Совета Депутатов трудящихся № 24 от 22 марта 1967 года улица Вокзальная переименована в улицу имени А.С. Устинова.
Обновлено 17.03.2023 17:07

