Лишение родительских прав является крайней мерой, применяемой к недобросовестному родителю. При этом в статье 69 Семейного кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для лишения родительских прав:
- уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов;
- отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
- злоупотребление своими родительскими правами;
- жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
- родитель болен хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Лишение родительских прав производится в судебном порядке.
Как установлено статьей 70 Семейного кодекса РФ, дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).
Обновлено 22.05.2013 08:45
Российское законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему. Однако, несмотря на запрет, случаи продажи подросткам спиртного имеют место.
Как показывает практика, чаще всего правонарушения и преступления совершаются несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения.
Часть 2.1 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, в случае, ели это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Федеральным законом от 12.11.2012 № 93-ФЗ в указанную статью внесены изменения в части назначения административного наказания: с 23.112012 определены размеры штрафа, налагаемого на граждан за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. По сравнению с предыдущей редакцией КОАП РФ штраф, налагаемый на граждан либо должностных лиц за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, увеличен в 10 раз.
Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, образует состав уголовного преступления, предусмотренного ст.151.1 Уголовного кодекса РФ, и наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Следует иметь в виду, что факты беспрепятственной продажи несовершеннолетним алкоголя, ослабление родительского надзора за детьми, нередко способствуют подростковой преступности и могут привести к самым негативным последствиям для ребенка.
Обновлено 22.05.2013 08:37
Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ в уголовно-процессуальный кодекс РФ внесены изменения путем включения в него новой главы 32.1 именуемой дознание в сокращенной форме.
Согласно ст.226.1 УПК РФ дознание в сокращенной форме производится только на основании ходатайства подозреваемого в совершении преступления. Требования данной статьи предусматривают обязательные условия при обязательном наличии которых право подозреваемого на производство дознания в сокращенной форме может быть реализовано. В частности, согласно ч.2 ст.226.1 УПК РФ необходимо, чтобы уголовное дело было возбуждено в отношении конкретного лица, подозреваемый должен признавать свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а так же не оспаривать правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, согласно вышеуказанной норме закона должны объективно отсутствовать обстоятельства исключающие производства дознания в сокращенной форме. К таковым в частности, согласно ч.1 ст.226.2 УПК РФ относится несовершеннолетие подозреваемого, подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.
Согласно ст.226.4 УПК РФ подозреваемый вправе заявить ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме не позднее 2 суток со дня, когда ему было разъяснено право заявить такое ходатайство. При этом, такое право должно быть разъяснено дознавателем подозреваемому до начала первого допроса.
Срок дознания в сокращенной форме согласно ст. 226.6 составляет 15 суток (в форме дознания 30 суток) со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. В этот срок включается время со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме до дня направления уголовного дела прокурору.
При этом, по окончании дознания в сокращенной форме дознаватель составляет обвинительное постановление (в форме дознания обвинительный акт).
Еще одной отличительной особенностью расследования уголовного дела в форме сокращенного дознания является то, что в случае постановления обвинительного приговора по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, назначенное подсудимому наказание не может превышать одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Обновлено 15.05.2013 14:54
Уголовно-процессуальный кодекс РФ в главе 40 предусматривает особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. Законодатель предусмотрел возможность упрощённой процедуры рассмотрения уголовного дела в том случае, если совершеннолетний обвиняемый согласился с обвинением в совершении преступления, а государственный обвинитель и потерпевший не возражают против такого порядка.
Основной спецификой особого порядка судебного разбирательства является то, что на основании полного признания вины в отношении гражданина выносится обвинительный приговор. Эта сокращённая процедура уголовного судопроизводства предоставляет также существенную льготу лицу, подвергшемуся уголовному преследованию – верхний предел наиболее строгого вида наказания не может быть выше двух третей санкции. То есть, если законом предусмотрено наказание в виде 6 лет лишения свободы, то суд не может назначить больше 4 лет. В качестве смягчающих наказание обстоятельств при рассмотрении дела в особом порядке суд, как правило, учитывает признание вины, раскаяние подсудимого в совершении преступления, активное способствование расследованию и раскрытию преступления. Кроме того, осуждённое в таком порядке лицо освобождается от всех судебных издержек, в первую очередь, от оплаты услуг защитника, если он оказывает свою помощь по назначению суда. Если во время рассмотрения дела требовалась уплата пошлины, то все выплаты несёт государство.
При особом порядке судебного разбирательства суд не исследует собранные по делу доказательства, то есть не допрашивает свидетелей, не осматривает вещественные доказательства, не обозревает письменные материалы дела, за исключением материалов, характеризующих личность подсудимого. Удалившись в совещательную комнату, суд выносит обвинительный приговор.
Следует отметить, что рассмотрение дела в особом порядке – это не осуждение лица по формальному основанию признания вины. В таком порядке дело может быть рассмотрено лишь в случае, если собранные по делу доказательства несомненно доказывают вину подсудимого в совершении преступления.
Обновлено 07.05.2013 16:53
Часто граждане, сталкиваясь с фактами преступлений, правонарушений, а также иных происшествий не знают куда им обратиться. Что делать, если им отказывают в приеме заявления в органах внутренних дел.
Чем регламентированы Процедура приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел?
Процедура приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел регламентируется уголовно – процессуальным законодательством, а также приказами Министра внутренних дел России и начальника УМВД Росси по Курганской области.
Какая информация должна быть размещена на стендах районных отделений органов внутренних дел?
В помещениях административных зданий органов внутренних дел для разъяснения гражданам прав заявителей, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях на стендах или в иных общедоступных местах должны быть размещены: выписки из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о происшествиях; служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях, номер телефона доверия.
Как подразделяются сообщения?
Сообщения, заявления о происшествиях, поступающие от граждан в органы внутренних дел, могут быть подразделены на сообщение о преступлении и сообщения о происшествии и правонарушении. К сообщениям о преступлениях относятся:
- заявление о преступлении - заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении. Данные документы должны быть составлены в соответствии с требованиями уголовно – процессуального законодательства, в том числе осуществлено предупреждение заявителя об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный донос;
- сообщение о происшествии и правонарушении –сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.
Ограничивается ли время приема сообщений?
В органах внутренних дел, отделах (отделениях), поступающие от граждан сообщения о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, принимаются круглосуточно сотрудниками дежурных частей органов внутренних дел.
Кроме сотрудников дежурной части сообщения о происшествиях обязаны принимать начальники ОВД (УВД) и их заместители, начальники следственных подразделений и их заместители во время личного приема граждан. Вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать все сотрудники ОВД (УВД). Сотрудник, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
Отказ в принятии сообщения (заявления) о происшествии должностным лицом органа внутренних дел, а также не регистрация сообщений недопустимы и влекут за собой дисциплинарную ответственность и, в случаях установленных законом, уголовную.
Отказ в приеме заявления о преступлении либо происшествии может быть обжалован в органы прокуратуры либо в суд. Право подачи такого заявления в органы прокуратуры не ограничено формальными требованиями.
Сообщения о происшествиях могут поступать в органы внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования (Интернет), факсимильным и иным видом связи.
Сообщение о происшествии, поступившее в орган внутренних дел, должно быть незамедлительно зарегистрировано в дежурной части в Книге учета сообщений о происшествиях (далее КУСП), при этом на сообщении (заявление, протокол устного заявления, рапорте о получении сообщения по телефону «02», по телефону доверия, Интернет – сообщений, сообщений, полученных по почте или факсимильной связью) проставляется штамп о регистрации, куда вносится дата регистрации сообщения, наименование органа внутренних дел, фамилия лица, принявшего заявление и его подпись.
При получении письменного заявления либо при составлении протокола принятия устного заявления сотрудник дежурной части регистрирует заявление в Книге учета сообщений о происшествиях, одновременно оформляет талон – уведомление и выдает его заявителю. Дежурный ставит свою подпись, как в талоне – уведомлении, так и в талоне – корешке. Заявитель расписывается за получение талона – уведомления на талоне – корешке, проставляет дату и время его получения.
Обновлено 29.04.2013 10:45