Труд и Знание находится ближе других населенных пунктов к зоне будущей отработки Добровольного месторождения урана. Поэтому естественно, что у жителей села имелась масса вопросов о безопасности работ для них самих и окружающей среды. Специалисты АО «Далур» и жители Уксянского полностью развеяли все сомнения.
Напомним, АО «Далур» получило право пользования участком недр федерального значения (Добровольное месторождение в Звериноголовском районе) на основании распоряжения Правительства РФ № 1131-р. Федеральным агентством по недропользованию предприятию выдана лицензия на пользование недрами. В настоящее время в регионе предприятие производит отработку двух месторождений – Далматовского в одноименном районе и Хохловского в Шумихинском районе. По итогам 2016 г. добыто 591 т урана, что соответствует показателю 2015 г. Поэтапный ввод в эксплуатацию Добровольного месторождения позволит предприятию к 2025 г. увеличить объем добычи до 700 тонн необходимого атомной энергетике и промышленности России металла в год.
Гости посетили социальные объекты, построенные в Уксянском, полигон подземного выщелачивания, локальную сорбционную установку и, конечно, главный производственный корпус предприятия. Специалисты подробно рассказали жителям Труда и Знания о технологии добычи урана, акцентируя внимание на темах, обсуждавшихся ранее жителями Звериноголовского района.
«Технология сооружения скважин и добычи, геологические и гидрогеологические условия месторождения, в первую очередь, глубина залегания и изолированность рудоносного пласта от вышележащих горизонтов исключают попадание продуктивных растворов в реку Тобол и подземные воды. Сам продуктивный (выщелачивающий) раствор, который применяется при отработке месторождений - это отнюдь не концентрированная серная кислота, как это кто-то может представить. Содержание серной кислоты в нашем растворе всего 0,5-0,6% или 5-6 грамм на литр. Для понимания: такой раствор можно практически безбоязненно пролить, например на руку. Ничего не разъест. Если на руке будет царапина – немного пощиплет. Конечно, такого делать не надо. Но все-таки это даже не раствор, который содержится, скажем, в аккумуляторах (если прольешь, разъест штаны), а намного более слабый. Надо сказать еще об одной важной особенности метода скважинного подземного выщелачивания. Исследованиями, проводившимися в течение 13 лет на месторождении Ирколь в Южном Казахстане доказано: остаточные растворы в течение очень короткого периода нейтрализуются. Можно даже сказать, что сама природа ставит дополнительный (кроме существующих скалы и глины) барьер против их распространения дальше. Выходя за пределы уранового месторождения, продуктивный раствор превращается в гипс. А внутри самого рудоносного горизонта природная гидрогеохимическая среда после окончания отработки месторождения самовосстанавливается, остаточные растворы деминерализуются», - рассказал директор по производству АО «Далур» Динис Ежуров.
Специалисты предприятия провели для гостей небольшой геологический экскурс о строении всех трех, в том числе Добровольного, месторождений урана в Курганской области. Все они расположены в русле реки, протекавшей здесь 140 миллионов лет назад. Дно и берега реки – это кристаллический скальный фундамент, практически не пропускавший и не пропускающий никакой воды, как и другой жидкости. А прямо над месторождением лежит слой глины типа кирпичной толщиной 100-120 метров. Таким образом, сами месторождения урана, по сути, полностью изолированы от водоносных горизонтов. Снизу и с боков – скалой, а сверху – сотней метров непроницаемой глины.
За «круглым столом» руководители и работники «Далура» ответили на вопросы, оставшиеся у жителей Труда и Знания. Так, гостям разъяснили, что добыча урана не окажет влияния на лечебные свойства озера Горькое расположенного рядом с селом санатория "Сосновая Роща". Наземный добычной и перерабатывающий комплекс не окажет такого влияния из-за минимальных отходов и выбросов производства, отсутствия отвалов, шламохранилищ и достаточно большого (20 км) расстояния до озера, а сам процесс скважинного подземного выщелачивания - из-за отсутствия связи рудоносного горизонта с поверхностными водами.
«Я долгое время работала гидрогеологом на добывающих предприятиях нашей страны. Но никогда не бывала на таком современном и экологически безопасном, как «Далур». Здесь люди действительно заботятся об охране окружающей среды. Скажу за всех участников экскурсии – у нас не осталось никаких сомнений в безопасности работ на Добровольном, а многие, и я в их числе, хотели бы работать на освоении месторождения», - сказала житель Труда и Знания, пенсионер Наталья Владиславовна Тарасова.
Пресс-служба АО «Далур»
Мурашко Юрий Михайлович