За 1 полугодие 2016 Управлением Росреестра по Курганской области в сфере государственной регистрации прав на недвижимость проведено 55 мероприятий публичного характера. Анализ тематики, интересующей жителей региона показал, что для многих правообладателей одним из самых актуальных вопросов является дилемма: провести межевание земельных участков, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, или воздержаться от расходов на кадастровые работы.
По результатам разбора различных жизненных ситуаций, отвечая на данный вопрос, специалисты Управления рекомендуют провести работы по межеванию не откладывая на долгий срок по следующим причинам.
1. По смыслу положений п. 21.4 распоряжения Правительства РФ от 01.12.2012 №2236-р, утвердившего так называемую Дорожную карту в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость, предусматривается исключение с 1 января 2018 года из законодательства положений, допускающих внесение сведений в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) в отсутствие в государственном кадастре недвижимости (ГКН) сведений о координатах характерных точек границ земельных участков. На практике это означает невозможность без прохождения процедуры межевания ни продать, ни подарить, ни унаследовать объект недвижимости, передать его в залог или аренду, включая земельные участки, подпадающие под «дачную амнистию».
Поскольку на проведение межевания требуется время (заключение договора с кадастровым инженером, проведение работ на местности, подготовка документов и их представление в орган кадастрового учета, внесение сведений в ГКН), покупатель, арендатор может переключиться на другой земельный участок и выгодная сделка не состоится.
2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», по иерархии нормативных актов стоящий выше «Дорожной карты» уже с 1 января 2017 года предусматривает описание местоположения объекта недвижимости в качестве основной характеристики объекта, т.е. такой, которая в обязательном порядке должна быть внесена в реестр (подпункт 3 пункта 4 статьи 8 настоящего Федерального закона). При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством межевания (пункт 8 статьи 22 настоящего Федерального закона).
3. Зачастую у собственников земельных участков, границы которых не отмежеваны, возникают претензии к соседям, захвативших, по их мнению, часть чужой собственности. На самом деле, разбирая ситуацию специалисты Управления выясняют, что соседи уже провели межевание. В таком случае разрешение спора, установление факта наложения (пересечения) границ возможно только в судебном порядке, что также требует материальных и временных затрат.
4. При обращении правообладателя земельного участка к Публичной кадастровой карте, размещенной на Портале Росреестра, поиск нужного объекта недвижимости по кадастровому номеру и (или) по адресу, не выдает результата. Отсутствие данных об объекте вызывает беспокойство землевладельцев, а причина в том же – отсутствие установленных границ земельного участка на местности.
5. В случае, если земельный участок не отмежеван и, соответственно, точная площадь такого участка не известна, при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю может выясниться, что фактическая площадь, полученная путем обмера муниципальным контролером с помощью современных технических средств, превышает указанную в правоустанавливающем документе. Данное нарушение земельного законодательства влечет наложение штрафных санкций.
Так, по итогам 2015 года органами муниципального земельного контроля в Управление Росреестра по Курганской области представлено 749 материалов о нарушениях земельного законодательства, по которым 323 лица привлечено к административной ответственности, наложено административных штрафов на сумму 557,6 тыс. руб. За 1 полугодие 2016 года муниципальными земельными инспекторами представлено 382 материала о нарушениях земельного законодательства, по которым 141 лицо привлечено к административной ответственности, наложены административные штрафы на сумму 455,6 тыс. руб.
Устранить указанное нарушение возможно либо путем отчуждения излишка площади земельного участка, либо его выкупа путем перераспределения (если наложение границ идет на земельный участок, находящийся в муниципальной или государственной собственности). Однако и при том, и другом варианте требуется межевание.
Можно привести примеры и других ситуаций, однако и рассмотренных, на наш взгляд, достаточно для принятия сомневающимися правообладателями решения о проведении межевания до наступления неблагоприятных последствий или до вступления в силу законодательного запрета на распоряжение земельными участками, не имеющих установленных границ с декларированной площадью.