Вопрос: Что изменилось с 1 января 2017 года в ситуации с электронными полисами ОСАГО?
Ответ: С 1 января 2017 года каждая страховая компания, имеющая лицензию на заключение договоров ОСАГО, обязана продавать полисы ОСАГО в электронном виде. До этого у страховщиков была только возможность продажи электронного полиса ОСАГО, которую добровольно использовали 15 страховых компаний. Сейчас все страховые компании (около 70), которые находятся в составе Российского союза автостраховщиков (РСА), обязаны заключать договор ОСАГО в электронном виде на всей территории Российской Федерации. С начала 2017 года продано уже более 77 тысяч полисов, что существенно отличается от динамики прошлого и позапрошлого годов при том, что за весь 2016 год автовладельцы купили 330 тысяч Е-полисов.
Важным является то, что приобрести Е-полис ОСАГО смогут и водители-новички, сведения о которых не содержатся в единой информационной базе. Кроме того, купить электронную страховку можно будет и на новый автомобиль. Никаких ограничений нет.
Вопрос: Не будет ли процедура покупки полиса слишком сложной для автовладельцев?
Ответ: Для тех, кто работает в интернете, трудностей не будет. Даже не очень продвинутые пользователи смогут совершить такую покупку. Нужно только правильно и аккуратно заполнить заявление на страхование. Процедура оформления Е-полиса не займет много времени: потребуются те же документы, что и для приобретения полиса в офисе, – паспорт, водительское удостоверение, ПТС и диагностическая карта (для автомобилей старше трех лет, но если диагностической карты нет или она оформлена неофициально, то купить полис не получится). Главное – чтобы каждый страховщик обеспечил бесперебойную продажу Е-полисов на своем сайте.
Вопрос: Какие требования по бесперебойности работы сайтов установлены к страховым компаниям?
Ответ: Банк России установил для страховых компаний требования по бесперебойности продаж электронных полисов ОСАГО. Основные из них:
- - обеспечение непрерывной и бесперебойной работы своих сайтов;
- - длительность перерыва в работе сайта не должна превышать 30 минут в сутки;
- - размещение на главной странице своего сайта уведомления о проведении плановых технических перерывах не менее чем за сутки до их начала с указанием даты и времени их окончания;
- - обеспечение заключения договора в течение 30 минут с момента направления через сайт надлежаще оформленного заявления на страхование.
Вопрос: Как Банк России будет контролировать выполнение этих требований?
Ответ: На первом этапе Банку России важно иметь обратную связь от потребителей с замечаниями и жалобами на работу сайтов страховых компаний. Банк России проводит мониторинг ситуации с электронными продажами ОСАГО и находится в тесном контакте с Российским союзом автостраховщиков. Поэтому при возникновении проблем с заключением договора ОСАГО в электронном виде можно сообщить об этом, заполнив электронную форму в интернет-приемной Банка России:
www.cbr.ru (обязательно приложить скриншот экрана мобильного устройства или персонального компьютера с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховой компании), или обратившись в письменном виде в Отделение по Курганской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации по адресу: 640002, г. Курган, ул. Ленина, д. 36. По каждому из
обращений проводится работа с целью выяснения точных причин или виновников технического сбоя.
Вопрос: Нужно ли получать бумажный полис при покупке электронного? Как сотрудник ГИБДД будет проверять наличие полиса ОСАГО?
Ответ: Электронный полис – это альтернатива бумажному, а не замена. Полис в электронном виде и бумажный полис на привычном бланке строгой отчетности абсолютно равнозначны.
Автовладельцу, заключившему договор ОСАГО онлайн, необходимо распечатать бланк полиса и возить с собой для предъявления сотрудникам полиции при необходимости (по желанию можно получить полис ОСАГО на бланке строгой отчетности, но для этого необходимо будет оплатить услуги почтовой доставки).
Вопрос: Есть ли плюсы от введения электронных полисов ОСАГО?
Ответ: Онлайн-продажи позволят сэкономить время в очередях, избежать необоснованного отказа страховых организаций от заключения договора ОСАГО и навязывания дополнительных услуг. Возможность получить электронный полис не выходя из дома особенно важна для граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, где нет офисов страховых организаций. Автовладельцы в процессе оформления Е-полиса разбираются, узнают что-то новое, соответственно, повышается финансовая грамотность и страховая культура.