Жалобы на всё
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Глава района Александр Столбов

 

ГлавнаяОфициальноОтчеты Новости администрацииВидеолекции и вебинары для кадастровых инженеров

20 лет закону о защите прав потребителей

zash_prav_potrebitelya.jpg 7 февраля свое 20-летие со дня принятия отмечает Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», за многолетний период своего существования, проявивший себя, как действенный механизм, дающий возможность гражданам бороться за свои права.



В западноевропейских государствах еще в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», ставшие прообразом нынешних обществ потребителей. Основной целью таких организаций, как в прошлом, так и в настоящем, является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг.

В прежние времена лиги покупателей составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Что, несомненно, являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации и как следствие о прибыльной торговле. Однако, только общественного давления было явно недостаточно.

Официально подтверждающим необходимость государственного регулирования взаимоотношений в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США в начале 60-х, целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей. Были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:

• право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки и утилизации;

• право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация - критерий правильного выбора;

• право быть услышанным, что гарантирует каждому потребителю право на свободу слова, убеждения и выражение их, с включением свободы искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами;

• право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.

Этот принцип так же стал основополагающим для иных международных и государственных нормативно правовых актов, в частности, таких как Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека.

В 70-е годы в рамках Комиссии ЕС был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей», а приблизительно через 10 лет, в 80-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран, в них вошли такие принципы, как:

• право на выбор;
• право на безопасность;
• право быть выслушанным;
• право на информацию;
• право на потребительское образование;
• право на удовлетворение базовых потребностей;
• право на качество;
• право на возмещение ущерба.

В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита, регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».

Первой вехой в законодательстве, тогда еще Советского государства, в решении вопросов правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей» положил начало реализации прав потребителя. Однако, закон так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно правовой акт оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников СНГ.

В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей», что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Закон «О защите прав потребителей», принятый Верховным Советом Российской Федерации, стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции.

На современном этапе развития нормы в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих потребительские правоотношения и охватывающие все отрасли права.

 

 

Далматовская земля

Яндекс.Метрика